Задача словаря – указать, к какой части речи относится слово, и если оно является изменяемым, то не только показать формы его склонения или спряжения, но и ударения в них.

Словарная статья грамматического словаря содержит следующую информацию:

1. Исходная форма1 слова.

2. Грамматические характеристики лексемы:

2.1. часть речи;

2.2. для имен существительных: род, одушевленность, особенности употребления форм числа (например, помета для имен, употребляющихся только во множественном числе);

2.3. для глаголов: вид, переходность, особенности употребления форм (например, помета для безличных глаголов).

3. Индекс словоизменения в соответствии с «Грамматическим словарём» А.А. Зализняка2.

4. Таблица склонения или спряжения, а также образования степеней сравнения (для имен прилагательных и наречий) и неличных форм глагола.

1Каждое слово в грамматическом словаре записано в исходной форме. Например, для имени существительного исходной формой является именительный падеж (обычно единственного числа), для глагола – инфинитив (неопределенная форма).

2Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Ок. 110000 слов. — Изд. 6-е, стер. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. — 800 с. — (Фундаментальные словари).

1 Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 794 с.

Морфемный словарь, помимо начальных форм слов, дополнительно включает словоформы, при разборе которых чаще всего допускаются ошибки, а именно: личные формы глаголов, формы прошедшего времени и повелительного наклонения, а также деепричастий и сравнительной степени прилагательных.

По состоянию на 05.05.2018 г. морфемный словарь сайта насчитывает 536420 разобранных словоформ.

Первая часть. Жми.

Я начал нажимать все кнопки подряд, но ничего не изменилось. Единственное что сработало — вызов лифтера. Через полминуты на том конце ответил прокуренный мужской голос.

— Слушаю?

— Я застрял в лифте, помогите мне выбраться!

— Ну, говорите! Что за приколы?

— Але? Слышно меня? Я застрял, мать вашу…

Связь прервалась. Я набрал еще пару раз. Тишина.

И тут я вспомнил слова этой проклятой старухи. “Долгой дороги…” — бубнил её голос в моей голове. Стало жутковато.

Достал телефон, но сеть не ловила. Набрал экстренную службу. Автооператор перевел на полицию. Я долго слушал длинные гудки, прежде чем отключился. Повторил эту операцию еще два раза. Скорая и пожарные не отвечали тоже.

Внезапно лифт замер и свет погас. Только хотел включить фонарик на смартфоне, как двери разъехались.

Я оказался на том же этаже, с которого сбежал. Отлично.

Бабка давно уже закрыла дверь, но в глазке что-то мелькало.

Что было с лифтом, я не понял. Списал все это на банальную неисправность.

Пробежав по ступенькам три или четыре пролета вниз, осознал, что всегда возвращаюсь на один и тот же этаж. Голова немного закружилась. Я даже ущипнул себя, чтобы убедиться, что это не сон. “ Как такое возможно?” — стучало в голове.

На лестнице стоял бабкин черный кот, который еще недавно сверлил меня взглядом в квартире. Он опять пялился, приняв боевую стойку. Кошак явно угрожал расправой. Шерсть на загривке встала дыбом, хвост распушился. Не успел я отойти назад, как он прыгнул, в одно мгновение вцепившись в ногу чуть выше колена. Когти вонзились прямо в кожу, да так глубоко, что я не мог оторвать его от себя. Клыки впивались в мои штаны, с лёгкостью их прокусывая. Спустя пару минут суровой борьбы, мне удалось отшвырнуть шерстяного дьявола в сторону. Нога заныла.

“Ах ты ж, мелкий сученыш!” — я орал на весь подъезд. Махнул здоровой ногой, чтоб отпугнуть зверя подальше. Только ничего не получилось, кот был готов к этому. В тот момент, когда нога оказалась ближе всего к нему, он прыгнул, невероятно шустро взобравшись на плечо. На этот раз он разодрал мне всю руку, ещё оставил пару глубоких царапин на щеке. Я кинул этого ублюдка прямиком на нижнюю площадку. Он мавкнул где-то в темноте и пропал.

Рука кровоточила. Вспомнились курсы медицинской помощи. Вот уж не думал, что это реально мне пригодится. Порвал футболку на лоскуты и перемотал запястье. Я сидел на ступеньках, баюкал руку и думал, что же теперь делать. Как долго я здесь? Тупо смотрел на проступающие красные пятна на ткани и очень хотел домой. Просто выйти отсюда. Домой.

На стене отразился зеленый отсвет и послышались хлопки. Фейерверки. Я подбежал к окну. В небе раскрывались прекрасные, огненные букеты разных цветов, угасали и вспыхивали вновь. Всегда любил смотреть на радующихся людей, пускающих салюты, но только не в тот момент.

Сквозь взрывы петард я услышал какой — то странный гул. Он постепенно усиливался и до меня дошло, что это звук поднимающегося лифта. Я подбежал к шахте, прислушавшись.В  Отчетливо услышал как кабина проскочила мимо меня вверх. Остановилась, кажется, на два этажа выше. Ринулся вверх по лестнице, забыв, что опять окажусь на седьмом. Было слышно, как человек вышел из лифта, открыл дверь своей квартиры. Я закричал со всей силы: “Помогите мне, эй!”, но тот кто был наверху уже захлопнул дверь.

Толкнул дверь.Отчетливо пахло газом. Из комнаты доносились странные, хлюпающие звуки. Мне было не по себе, но любопытство пересилило.

Вспомнил!

Я опустил руку в карман, нашарил рукоятку отвертки.

Чавкнув, старуха пробасила: “Ну что, милок? Хочешь чайку -то выпить? Твоему дружку шибко понравилось”.

“Старая сука!” — хотел сказать я, но получилось лишь прохрипеть. Выхватил отвертку, всадил ей в живот. Стержень пропорол грязный халат и мягкое брюхо, почти не встретив сопротивления. Дожал, чтоб только ручка торчала и оттолкнул обмякшую старую тварь от себя. Пока она пыталась достать отвертку, скользя руками по рукоятке, я схватил друга подмышки и поволок в сторону выхода. Мы были почти у двери, как на меня свалилось другое исчадие ада. Долбанный кот. Спрыгнул откуда-то сверху, вцепился когтями в мой затылок. Я завопил от боли, но не бросил Леху. Вытащил его в подъезд, отодрал со спины кошачьего сатану, зашвырнув его обратно в квартиру. После глухого удара, донесшегося до меня, я захлопнул дверь снаружи. Забрал чемодан с инструментами и дорогими электронными приборами, быстро затащил напарника в темный лифт, кулаком заехал по кнопкам. Двери закрылись, свет заморгал и лифт включился. Мы тронулись вниз.

Я потерял всю надежду выбраться из этого долбанного подъезда, но в закрытом помещении хотя бы мог отдышаться. Мой напарник был на грани обморока. Штанина формы пропиталась насквозь и кровь заливала ботинок. Он смотрел на меня туманными, полузакрытыми глазами, похоже не понимая, кого видит перед собой. Я достал лоскут, что остался от футболки, перетянул ногу чуть выше раны. Под нами образовалась липкая лужа.

“Леха, ты как себя чувствуешь?” — я тихонько потряс напарника. Леха что-то мыкнул и обмяк у меня на руках.

Когда кабина лифта медленно остановилась, я боялся даже выдохнуть.

“Сейчас двери откроются и бабка со своим котом нападут на нас.” — промелькнуло в голове. Но опасения не подтвердились, створки раздвинулись на первом этаже.

Выволок Леху на улицу, волоком дотащил до Уазика. Упал рядом с ним, полностью обессиленный. Немного отдышался, с трудом запихал напарника на заднее сидение, достал ключи из его кармана, уселся за руль.

В больницу я привез Алексея уже в бессознательном состоянии, а под утро он скончался. Когда я был на грани отключки, мне позвонил начальник, сообщив, что по адресу ночной заявки произошло возгорание. Пожарным удалось потушить огонь вовремя и никто не пострадал. Внутри квартиры никого не было. Он потребовал объяснений, но я послал его нахер и отключил телефон.

Под редакцией

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!