Итак, вы трудились много дней (а может и ночей), и вот ваше первое гибридное мобильное приложение готово. Оно достаточно стабильно, большинство критичных багов закрыто. Остались мелкие, но помня о том, что перфекционизм — зло, вы принимаете волевое решение выложить приложение. Необходимое условие для этого — наличие подписанного APK файла. Как подписать apk файл, вы узнаете из этой статьи.

Небольшое отступление

Когда мой pet project вплотную приблизился к релизу, я начал искать информацию о том, как быстро и без боли опубликовать приложение. Множество найденных инструкций выглядели простыми. Я выбрал инструкцию авторов фреймворка Ioniс, на котором и разработано приложение. Не все получилось с первого раза, есть несколько особенностей. Процесс подписывания описан в этой статье, важные моменты особо выделены.

Исходные данные

Я предполагаю, что у вас настроено все необходимое для разработки гибридных мобильных приложений с помощью Apache Cordova. Должно быть установлено:

  • Apache Cordova
  • Java Development Kit
  • Android SDK Tools

В качестве имени проекта и приложения используется lcf. Замените на имя своего проекта там, где это необходимо.

Поехали

Для начала нужно создать релизный билд вашего приложения. Но перед этим, давайте убедимся, что все лишние плагины удалены. Например, нам не нужен плагин, который выводит отладочную информацию в консоль. Удалим его:

$ cordova plugin rm cordova-plugin-console

Для генерации релизной сборки под Андроид используем команду build с флагом —release:

$ cordova build --release android

Эта команда создаст неподписанный APK файл в каталоге:

platforms/android/build/outputs/apk

Например, platforms/android/build/outputs/apk/android-release-unsigned.apk. Потом нам понадобится подписать этот файл и запустить утилиту zipalign для оптимизации и подготовки файла для Google Play. Для подписывания файла нужен сертификат. Создадим его с помощью утилиты keytool, которая включена в JDK:

$ keytool -genkey -v -keystore lcf.keystore -alias lcf -keyalg RSA -keysize 2048 -validity 10000

Важно

Значение параметра -alias необходимо запомнить, а лучше записать. В примере выше он равен lcf (по первым буквам названия приложения Loyal Client Free). Детали здесь приводить не буду, если будет интересно, напишите в комментарии, я расскажу подробнее. Алиас используется каждый раз при подписывании* приложения. Чтобы было проще запомнить, в качестве алиаса используйте имя keystore файла, например:

-keystore hello-world.keystore -alias hello-world -keystore weather-app.keystore -alias weather-app -keystore todo.keystore -alias todo

* Подписывать приложение нужно при каждом выпуске обновлений Утилита keytool задает ряд вопросов. Всего их будет 8. Чтобы заранее иметь представление о вопросах и примерных ответах, все они приведены далее, под спойлером. Вопросы keytool и примерные ответы на них 1. Enter keystore password: Здесь необходимо ввести пароль для файла (не менее 6 символов). Введенный пароль нужно записать в надежном месте, он нужен всякий раз при подписывании приложения. 2. Re-enter new password: Повторный ввод пароля. 3. What is your first and last name? [Unknown]: Ivan Petrov Ваше имя и фамилия. Значение в квадратных скобках — это значение по умолчанию. 4. What is the name of your organizational unit? [Unknown]: IT Название подразделения вашей компании. Можно оставить пустым, я указываю IT. 5. What is the name of your organization? [Unknown]: 2developers Название вашей организации. Укажите, если есть. 6. What is the name of your City or Locality? [Unknown]: Moscow Название города 7. What is the name of your State or Province? [Unknown]: MO Название области 8. What is the two-letter country code for this unit? [Unknown]: RU Код страны. Я указываю RU. Далее будет предложено проверить введенную информацию: Is CN=Ivan Petrov, OU=IT, O=2developers, L=Moscow, ST=MO, C=RU correct? [no]: y Подтверждайте, если все верно или нажмите Enter, чтобы ввести еще раз. В конце появится сообщение об успешной генерации ключа. Будет предложено задать пароль для приватного ключа (если хотите оставить такой же, как и для сертификата — нажмите Enter):

Generating 2 048 bit RSA key pair and self-signed certificate (SHA256withRSA) with a validity of 10 000 days        for: CN=Ivan Petrov, OU=IT, O=2developers, L=Moscow, ST=MO, C=RU Enter key password for          (RETURN if same as keystore password):  [Storing lcf.keystore]

В текущем каталоге будет создан файл lcf.keystore.Важно

Созданный файл нужно сохранить в надежном месте. Если вы используете закрытый репозиторий, то файл можно закоммитить вместе с исходными кодами приложения. В общем случае, сертификаты лучше хранить отдельно. В случае утери сертификата вы не сможете выпускать обновления приложения.

Осталось два шага, и вы получите готовый к распространению APK файл. Переходим непосредственно к подписыванию. Чтобы подписать ваш apk файл, используйте утилиту jarsigner, которая тоже включена в JDK.

$ jarsigner -verbose -sigalg SHA1withRSA -digestalg SHA1 -keystore lcf.keystore android-release-unsigned.apk lcf

Имя сертификата указывается после параметра -keystore, алиас — после имени файла. Наконец, для оптимизации apk файла, воспользуемся утилитой zipalign:

$ zipalign -v 4 android-release-unsigned.apk LoyalClientFree.apk

Последний параметр — это имя файла, который вы будете загружать в Google Play.Важно.

Утилита zipalign это часть Android SDK Tools и может быть найдена здесь:

/path/to/Android/sdk/build-tools/VERSION/zipalign

Заключение

Теперь у вас есть готовый к распространению apk файл, который можно загрузить в Google Play. Заполняйте описание, определяйте рейтинг своего приложения и смело жмите “Опубликовать”. 76 13,5k 76

В этом уроке:

— создаем ключи и подписываем приложение

Тема этого урока не относится непосредственно к программированию. И вполне себе можно кодить без этих знаний. Но для общего развития, думаю, об этом все-таки стоит поговорить. Данные знания пригодятся вам, например, когда будете делать приложение с гугл-картой, или когда будете выкладывать свое творение на маркет.

Подпись приложения

Вообще, в процессе подписи и верификации участвуют закрытый/открытый ключи и сертификат. Если кому интересно, то можете погуглить эти понятия и почитать подробнее. Я же, чтобы не усложнять урок, буду просто называть все это ключом. Для понимания темы урока этого будет достаточно.

Вы создали приложение и хотите его протестировать на реальном устройстве или эмуляторе. Для того, чтобы установить и запустить приложение, оно должно быть подписано. Если вы еще не публиковали на маркете свои приложения, то, скорее всего, про то, что приложение надо подписывать, вы слышите первый раз. И точно помните, что ни с какими подписями не возились. Создавали проект, кодили все, что нужно, сохраняли и запускали и все прекрасно работало. Так происходило, потому что Eclipse сам создавал ключ и сам подписывал приложение этим ключом, чтобы вам на первых порах не приходилось думать об этом. И когда ваше приложение устанавливалось, оно было уже подписанным. А если попытаться установить неподписанное приложение, то получим ошибку.

Итак, приложение обязательно должно быть подписанным, и Eclipse любезно берет это на себя. Он подписывает их debug-ключом. Раньше срок его действия был всего один год. Android проверяет срок действия ключа только при установке. Т.е. если вы установили приложение и срок действия ключа истек, вы все равно сможете использовать установленное приложение. А вот установить или обновить приложение, подписанное истекшим ключом, не получится. Система выдаст ошибку.

Сейчас срок debug-ключа равен 30 лет. Но приложение, подписанное debug-ключом, не получится опубликовать на маркете. А значит, нам надо будет создавать свой ключ и подписывать им приложение.

keytool

Для создания ключа нам понадобится утилита keytool. Ее можно найти по адресу bin. Она умеет создавать новые ключи и показывать информацию о уже существующих. Давайте сначала попробуем посмотреть информацию о существующем ключе. Для этого возьмем тот самый debug-ключ, который используется для подписи приложений по умолчанию. Узнать где он находится можно в настройках Eclipse:  Window > Preferences >Android > Build.

Файл debug.keystore имеет расширение keystore. Это можно перевести как хранилище ключей. Это действительно так, один такой файл может содержать в себе несколько ключей. Для того чтобы обратится к конкретному ключу внутри хранилища используется alias (алиас, можно рассматривать его как имя ключа).

Посмотрим, какие ключи есть в хранилище debug.keystore. Используем команду list. С помощью параметров keystore и storepass укажем имя файла хранилища и пароль к хранилищу:

keytool -list -keystore debug.keystore -storepass android

 Мы видим, что здесь хранится один ключ с алиасом androiddebugkey, и создан он был 26.08.2012. Этот ключ и используется Eclipse-ом для подписи вашего приложения по умолчанию. Хранилище и ключ имеют одинаковый пароль — android.

Давайте создадим свой ключ. Для этого используем команду genkey и к ней идет куча параметров.

keytool -genkey -keystore mykeys.keystore -storepass spassword -alias mykey1 -keypass kpassword1 -dname “CN=Dmitry Vinogradov O=StartAndroid C=RU” -validity 10000

Именно эти вышеперечисленные параметры мы и задали в скрипте.

keystore — имя файла хранилищаstorepass — пароль к хранилищуalias — алиас создаваемого ключаkeypass — пароль к ключуdname — информация о владельце ключаvalidity — срок действия ключа (в днях)

dname задается в определенном формате. Я указал только имя, организацию и страну.

После выполнения этой команды в хранилище mykeys.keystore создался ключ с вышеуказанными параметрами. Если указанное хранилище не существует, то оно будет создано.

Теперь давайте снова используем команду list и поглядим на только что созданный ключ

keytool -list -keystore mykeys.keystore -storepass spassword

Видим, что внутри все так, как мы и создавали — один ключ с алиасом mykey1.

Туда же можно поместить второй ключ. Но теперь запишем скрипт создания ключа в несколько урезанном виде. Мы не будем указывать пароли к хранилищу и ключу, и информацию о владельце.

keytool -genkey -keystore mykeys.keystore -alias mykey2 -validity 10000

и программа спросит нас о недостающих данных. Сначала пароль к хранилищу, затем данные о владельце ключа (я заполнял не все требуемые значения), затем пароль для создаваемого ключа и подтверждение пароля.

Функционально разницы нет, но при таком способе вам не надо знать формат ввода параметра dname (утилита все спросит сама), и посторонним не видны пароли, которые вы вводили.

Теперь в хранилище два ключа. Выполним list и убедимся.

keytool -list -keystore mykeys.keystore

Обратите внимание, что я не ввел пароль от хранилища (например, чтобы не «светить» его). Утилита спросит меня:

Видно, что был запрошен пароль и в хранилище сейчас два ключа.

Команду list можно еще выполнить с параметром v. Этот параметр добавляет информативности.

Теперь для каждого ключа виден не только алиас и дата создания, но и инфа о владельце, срок действия и пр.

Параметр v также можно использовать и с командой genkey. После создания ключа будет выведено немного информации о нем в консоль.

jarsigner

Итак, разобрались с keytool. Знаем, как создавать хранилище с ключами и как посмотреть инфу о существующих. Осталось узнать, как подписать приложение ключом. Для этого используется другая утилита — jarsigner.

Скрипт подписи выглядит так:

jarsigner -keystore mykeys.keystore -storepass spassword -keypass kpassword1 Package1.apk mykey1

Имена параметров нам знакомы по keytool: хранилище (keystore), пароль (storepass) к нему и пароль (keypass) к ключу. А последние два параметра – это имя APK-файла, который вы хотите подписать и алиас ключа из указанного хранилища, который вы хотите использовать для подписи.

После этого приложение будет подписано и система примет его к установке.

Ради интереса давайте попробуем установить неподписанный APK. Чтобы создать его надо щелкнуть правой кнопкой мыши на проекте в Eclipse и выбрать Android tools > Export Unsigned Application Package. Далее указываем путь, куда сохранить APK-файл. Eclipse создает приложение из проекта и сохраняет его в указанный каталог. После этого он выводит сообщение, что перед публикацией приложения необходимо его подписать и сжать (утилитой zipalign).

Попробуем установить приложение на эмулятор с помощью adb. Получаем ошибку Failure [INSTALL_PARSE_FAILED_NO_CERTIFICATES]:

Система обнаружила, что приложение не подписано.

Если же сначала закинуть APK на эмулятор и там запустить файловым менеджером, получим такое сообщение при установке:

Визард

Eclipse предоставляет визард, который позволяет реализовать все вышеописанные шаги по подготовке приложения к установке. Для этого надо на проекте в Eclipse щелкнуть правой кнопкой и выбрать Android tools > Export Signed Application Package.

Визард на всякий случай уточнит проект

Затем надо выбрать: использовать существующее хранилище или создавать новое. Если используем существующее, то выбираем его и вводим пароль к этому хранилищу.

Жмем Next, и визард спрашивает, какой из существующих ключей использовать, либо дает возможность создать новый.

Выбираем существующий ключ, вводим пароль к нему

Осталось указать путь и имя файла, куда Eclipse сохранит готовое, подписанное и сжатое приложение. Заодно он сразу показывает срок действия сертификата.

Жмем Finish и получаем готовое приложение, которое можно публиковать на маркете.

Если же у вас пока нет ключа, то визард поможет вам его создать, чтобы не надо было возиться с консолью и keytool.

В этом случае вы указываете, что хотите создать хранилище

Далее надо создать ключ

Здесь вы указываете алиас, пароль, срок действия (в годах)  и инфу о владельце.

Ну и остается указать путь к создаваемому файлу

По идее, я мог бы сразу показать вам этот визард, который за вас все сделает, но я думаю, что вы не понимали бы значение всех его экранов и полей. А это не очень хорошая практика – пользоваться тем, чего не понимаешь. Поэтому я подробно расписал механизм ключей и подписи приложений, чтобы вы представляли себе, как устроен этот процесс и что делает визард.

По поводу срока действия ключа, в хелпе пишут, что рекомендуется ставить 25 лет. И что при публикации приложения на маркете, проверяется, что срок действия закончится позднее, чем 22 октября 2033. Думаю, эта дата будет периодически сдвигаться.

На следующем уроке:

— разбираемся, что такое Package для приложения

Присоединяйтесь к нам в Telegram:

— в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.

— в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование 

— ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня

— новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме 

Иногда некоторые приложения на Android чем-то не устраивают пользователя. В качестве примера можно привести назойливую рекламу. А то бывает и так — всем хороша программа, да только перевод в ней или кривой, или вовсе отсутствует. Или, например, программа триальная, а получить полную версию возможности нет. Как же изменить ситуацию?

Введение

В этой статье мы поговорим о том, как разобрать пакет APK с приложением, рассмотрим его внутреннюю структуру, дизассемблируем и декомпилируем байт-код, а также попробуем внести в приложения несколько изменений, которые могут принести нам ту или иную выгоду.

Чтобы сделать все это самостоятельно, потребуются хотя бы начальные знания языка Java, на котором пишутся приложения для Android, и языка XML, который используется в Android повсеместно — от описания самого приложения и его прав доступа до хранения строк, которые будут выведены на экран. Также понадобится умение обращаться со специализированным консольным софтом.

Итак, что же представляет собой пакет APK, в котором распространяется абсолютно весь софт для Android?

Декомпиляция приложений

В статье мы работали только с дизассемблированным кодом приложения, однако если в большие приложения вносить более серьезные изменения, разобраться в коде smali будет гораздо сложнее. К счастью, мы можем декомпилировать код dex в Java-код, который будет хоть и не оригинальным и не компилируемым обратно, но гораздо более легким для чтения и понимания логики работы приложения. Чтобы сделать это, нам понадобятся два инструмента:

  • dex2jar — транслятор байт-кода Dalvik в байт-код JVM, на основе которого мы сможем получить код на языке Java;
  • jd-gui — сам декомпилятор, позволяющий получить из байт-кода JVM читаемый код Java. В качестве альтернативы можно использовать Jad (www.varaneckas.com/jad); хоть он и довольно старый, но в некоторых случаях генерирует более читаемый код, нежели Jd-gui.

Использовать их следует так. Сначала запускаем dex2jar, указывая в качестве аргумента путь до apk-пакета:

% dex2jar.sh mail.apk  

В результате в текущем каталоге появится Java-пакет mail.jar, который уже можно открыть в jd-gui для просмотра Java-кода.

Устройство APK-пакетов и их получение

Пакет приложения Android, по сути, является обычным ZIP-файлом, для просмотра содержимого и распаковки которого никаких специальных инструментов не требуется. Достаточно иметь архиватор — 7zip для Windows или консольный unzip в Linux. Но это что касается обертки. А что внутри? Внутри же у нас в общем случае такая структура:

  • META-INF/ — содержит цифровой сертификат приложения, удостоверяющий его создателя, и контрольные суммы файлов пакета;
  • res/ — различные ресурсы, которые приложение использует в своей работе, например изображения, декларативное описание интерфейса, а также другие данные;
  • AndroidManifest.xml — описание приложения. Сюда входит, например, список требуемых разрешений, требуемая версия Android и необходимое разрешение экрана;
  • classes.dex — компилированный байт-код приложения для виртуальной машины Dalvik;
  • resources.arsc — тоже ресурсы, но другого рода — в частности, строки (да-да, этот файл можно использовать для русификации!).

Перечисленные файлы и каталоги есть если не во всех, то, пожалуй, в абсолютном большинстве APK. Однако стоит упомянуть еще несколько не столь распространенных файлов/каталогов:

  • assets — аналог ресурсов. Основное отличие — для доступа к ресурсу необходимо знать его идентификатор, список asset’ов же можно получать динамически, используя метод AssetManager.list() в коде приложения;
  • lib — нативные Linux-библиотеки, написанные с помощью NDK (Native Development Kit).

Этот каталог используют производители игр, помещая туда движок игры, написанный на C/C++, а также создатели высокопроизводительных приложений (например, Google Chrome). С устройством разобрались. Но как же получить сам файл пакета интересующего приложения? Поскольку без рута с устройства забрать файлы APK не представляется возможным (они лежат в каталоге /data/app), а рутить не всегда целесообразно, имеется как минимум три способа получить файл приложения на компьютер:

  • расширение APK Downloader для Chrome;
  • приложение Real APK Leecher;
  • различные файлообменники и варезники.

Какой из них использовать — дело вкуса; мы предпочитаем использовать отдельные приложения, поэтому опишем использование Real APK Leecher, тем более что написан он на Java и, соответственно, работать будет хоть в винде, хоть в никсах.

После запуска программы необходимо заполнить три поля: Email, Password и Device ID — и выбрать язык. Первые два — e-mail и пароль твоего гуглоаккаунта, который ты используешь на устройстве. Третий же является идентификатором устройства, и его можно получить, набрав на номеронабирателе код ##8255## и затем найдя строку Device ID. При заполнении надо ввести только ID без префикса android-.

Хакер #170. Малварь для OS X

После заполнения и сохранения нередко выскакивает сообщение «Error while connecting to server». Оно не имеет отношения к Google Play, поэтому смело его игнорируй и ищи интересующие тебя пакеты.

Просмотр и модификация

Допустим, ты нашел интересующий тебя пакет, скачал, распаковал… и при попытке просмотра какого-нибудь XML-файла с удивлением обнаружил, что файл не текстовый. Чем же его декомпилировать и как вообще работать с пакетами? Неужели необходимо ставить SDK? Нет, SDK ставить вовсе не обязательно. На самом деле для всех шагов по распаковке, модификации и упаковке пакетов APK нужны следующие инструменты:

  • архиватор ZIP для распаковки и запаковки;
  • smali — ассемблер/дизассемблер байт-кода виртуальной машины Dalvik (code.google.com/p/smali);
  • aapt — инструмент для запаковки ресурсов (по умолчанию ресурсы хранятся в бинарном виде для оптимизации производительности приложения). Входит в состав Android SDK, но может быть получен и отдельно;
  • signer — инструмент для цифровой подписи модифицированного пакета (bit.ly/Rmrv4M).

Использовать все эти инструменты можно и по отдельности, но это неудобно, поэтому лучше воспользоваться более высокоуровневым софтом, построенным на их основе. Если ты работаешь в Linux или Mac OS X, то тут есть инструмент под названием apktool. Он позволяет распаковывать ресурсы в оригинальный вид (в том числе бинарные XML- и arsc-файлы), пересобирать пакет с измененными ресурсами, но не умеет подписывать пакеты, так что запускать утилиту signer придется вручную. Несмотря на то что утилита написана на Java, ее установка достаточно нестандартна. Сначала следует получить сам jar-файл:

$ cd /tmp $ wget http://bit.ly/WC3OCz $ tar -xjf apktool1.5.1.tar.bz2 

Далее нам понадобится скрипт-обвязка для запуска apktool (он, кстати, доступен и для Windows), включающий в себя еще и утилиту aapt, которая понадобится для запаковки пакета:

$ wget http://bit.ly/WRjEc7 $ tar -xjf apktool-install-linux-r05-ibot.tar.bz2 

Далее просто сваливаем содержимое обоих архивов в каталог ~/bin и добавляем его в $PATH:

$ mv apktool.jar ~/bin $ mv apktool-install-linux-r05-ibot/* ~/bin $ export PATH=~/bin:$PATH 

Если же ты работаешь в Windows, то для нее есть превосходный инструмент под названиемVirtuous Ten Studio, который также аккумулирует в себе все эти инструменты (включая сам apktool), но вместо CLI-интерфейса предоставляет пользователю интуитивно понятный графический интерфейс, с помощью которого можно выполнять операции по распаковке, дизассемблированию и декомпиляции в несколько кликов. Инструмент этот Donation-ware, то есть иногда появляются окошки с предложением получить лицензию, но это, в конце концов, можно и потерпеть. Описывать его не имеет никакого смысла, потому что разобраться в интерфейсе можно за несколько минут. А вот apktool, вследствие его консольной природы, следует обсудить подробнее.

Импорт APK в Virtuous Ten Studio

Рассмотрим опции apktool. Если вкратце, то имеются три основные команды: d (decode), b (build) и if (install framework). Если с первыми двумя командами все понятно, то что делает третья, условный оператор? Она распаковывает указанный UI-фреймворк, который необходим в тех случаях, когда ты препарируешь какой-либо системный пакет.

Рассмотрим наиболее интересные опции первой команды:

  • -s — не дизассемблировать файлы dex;
  • -r — не распаковывать ресурсы;
  • -b — не вставлять отладочную информацию в результаты дизассемблирования файла dex;
  • —frame-path — использовать указанный UI-фреймворк вместо встроенного в apktool. Теперь рассмотрим пару опций для команды b:
  • -f — форсированная сборка без проверки изменений;
  • -a — указываем путь к aapt (средство для сборки APK-архива), если ты по какой-то причине хочешь использовать его из другого источника.

Пользоваться apktool очень просто, для этого достаточно указать одну из команд и путь до APK, например:

$ apktool d mail.apk 

После этого в каталоге mail появятся все извлеченные и дизассемблированные файлы пакета.

Препарирование. Отключаем рекламу

Теория — это, конечно, хорошо, но зачем она нужна, если мы не знаем, что делать с распакованным пакетом? Попробуем применить теорию с пользой для себя, а именно модифицируем какую-нибудь софтину так, чтобы она не показывала нам рекламу. Для примера пусть это будет Virtual Torch — виртуальный факел. Для нас эта софтина подойдет идеально, потому что она под завязку набита раздражающей рекламой и к тому же достаточно проста, чтобы не потеряться в дебрях кода.

Поиск кода рекламы в jd-gui

Итак, с помощью одного из приведенных способов скачай приложение из маркета. Если ты решил использовать Virtuous Ten Studio, просто открой APK-файл в приложении и распакуй его, для чего создай проект (File -> New project), затем в контекстном меню проекта выбери Import File. Если же твой выбор пал на apktool, то достаточно выполнить одну команду:

$ apktool d com.kauf.particle.virtualtorch.apk 

После этого в каталоге com.kauf.particle.virtualtorch появится файловое дерево, похожее на описанное в предыдущем разделе, но с дополнительным каталогом smali вместо dex-файлов и файлом apktool.yml. Первый содержит дизассемблированный код исполняемого dex-файла приложения, второй — служебную информацию, необходимую apktool для сборки пакета обратно.

Первое место, куда мы должны заглянуть, — это, конечно же, AndroidManifest.xml. И здесь мы сразу встречаем следующую строку:

 

Нетрудно догадаться, что она отвечает за предоставление приложению полномочий на использование интернет-соединения. По сути, если мы хотим просто избавиться от рекламы, нам, скорее всего, достаточно будет запретить приложению интернет. Попытаемся это сделать. Удаляем указанную строку и пробуем собрать софтину с помощью apktool:

$ apktool b com.kauf.particle.virtualtorch 

В каталоге com.kauf.particle.virtualtorch/build/ появится результирующий APK-файл. Однако установить его не получится, так как он не имеет цифровой подписи и контрольных сумм файлов (в нем просто нет каталога META-INF/). Мы должны подписать пакет с помощью утилиты apk-signer. Запустили. Интерфейс состоит из двух вкладок — на первой (Key Generator) создаем ключи, на второй (APK Signer) подписываем. Чтобы создать наш приватный ключ, заполняем следующие поля:

  • Target File — выходной файл хранилища ключей; в нем обычно хранится одна пара ключей;
  • Password и Confirm — пароль для хранилища;
  • Alias — имя ключа в хранилище;
  • Alias password и Confirm — пароль секретного ключа;
  • Validity — срок действия (в годах). Значение по умолчанию оптимально.

Остальные поля, в общем-то, необязательны — но необходимо заполнить хотя бы одно.

Создание ключа в apk-signer

WARNING

Чтобы подписать приложение с помощью apk-signer, ты должен установить Android SDK и указать полный путь до него в настройках приложения.

Вся информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Ни редакция, ни автор не несут ответственности за любой возможный вред, причиненный материалами данной статьи.

Теперь этим ключом можно подписать APK. На вкладке APK Signer выбираем только что сгенерированный файл, вводим пароль, алиас ключа и пароль к нему, затем находим файл APK и смело жмем кнопку «Sign». Если все пройдет нормально, пакет будет подписан.

INFO

Так как мы подписали пакет нашим собственным ключом, он будет конфликтовать с оригинальным приложением, а это значит, что при попытке обновить софтину через маркет мы получим ошибку.

Цифровая подпись необходима только стороннему софту, поэтому если ты занимаешься модификацией системных приложений, которые устанавливаются копированием в каталог /system/app/, то подписывать их не нужно.

После этого скидываем пакет на смартфон, устанавливаем и запускаем. Вуаля, реклама пропала! Вместо нее, однако, появилось сообщение, что у нас нет интернета или отсутствуют соответствующие разрешения. По идее, этого могло бы и хватить, но сообщение выглядит раздражающе, да и, если честно, нам просто повезло с тупым приложением. Нормально написанная софтина, скорее всего, уточнит свои полномочия или проверит наличие интернет-соединения и в противном случае просто откажется запускаться. Как быть в этом случае? Конечно, править код.

Обычно авторы приложений создают специальные классы для вывода рекламы и вызывают методы этих классов во время запуска приложения или одной из его «активностей» (упрощенно говоря, экранов приложения). Попробуем найти эти классы. Идем в каталог smali, далее com (в org лежит только открытая графическая библиотека cocos2d), далее kauf (именно туда, потому что это имя разработчика и там лежит весь его код) — и вот он, каталог marketing. Внутри находим кучу файлов с расширением smali. Это классы, и наиболее примечателен из них класс Ad.smali, по названию которого нетрудно догадаться, что именно он выводит рекламу.

Мы могли бы изменить логику его работы, но гораздо проще будет тупо убрать вызовы любых его методов из самого приложения. Поэтому выходим из каталога marketing и идем в соседний каталог particle, а затем в virtualtorch. Особого внимания здесь заслуживает файл MainActivity.smali. Это стандартный для Android класс, который создается Android SDK и устанавливается в качестве точки входа в приложение (аналог функции main в Си). Открываем файл на редактирование.

Внутри находится код smali (местный ассемблер). Он довольно запутанный и трудный для чтения в силу своей низкоуровневой природы, поэтому мы не будем его изучать, а просто найдем все упоминания класса Ad в коде и закомментируем их. Вбиваем строку «Ad» в поиске и попадаем на строку 25:

.field private ad:Lcom/kauf/marketing/Ad; 

Здесь создается поле ad для хранения объекта класса Ad. Комментируем с помощью установки знака ### перед строкой. Продолжаем поиск. Строка 423:

new-instance v3, Lcom/kauf/marketing/Ad; 

Здесь происходит создание объекта. Комментируем. Продолжаем поиск и находим в строках 433, 435, 466, 468, 738, 740, 800 и 802 обращения к методам класса Ad. Комментируем. Вроде все. Сохраняем. Теперь пакет необходимо собрать обратно и проверить его работоспособность и наличие рекламы. Для чистоты эксперимента возвращаем удаленную из AndroidManifest.xml строку, собираем пакет, подписываем и устанавливаем.

Наш подопытный кролик. Видна реклама
Он же, но уже без рекламы

Оп-па! Реклама пропала только во время работы приложения, но осталась в главном меню, которое мы видим, когда запускаем софтину. Так, подождите, но ведь точка входа — это класс MainActivity, а реклама пропала во время работы приложения, но осталась в главном меню, значит, точка входа другая? Чтобы выявить истинную точку входа, вновь открываем файл AndroidManifest.xml. И да, в нем есть следующие строки:

      

Они говорят нам (и, что важнее, андроиду) о том, что активность с именем Start должна быть запущена в ответ на генерацию интента (события) android.intent.action.MAIN из категории android.intent.category.LAUNCHER. Это событие генерируется при тапе на иконку приложения в ланчере, поэтому оно и определяет точку входа, а именно класс Start. Скорее всего, программист сначала написал приложение без главного меню, точкой входа в которое был стандартный класс MainActivity, а затем добавил новое окно (активность), содержащее меню и описанное в классе Start, и вручную сделал его точкой входа.

Открываем файл Start.smali и вновь ищем строку «Ad», находим в строках 153 и 155 упоминание класса FirstAd. Он тоже есть в исходниках и, судя по названию, как раз и отвечает за показ объявлений на главном экране. Смотрим дальше, идет создание экземпляра класса FirstAd и интента, по контексту имеющего отношение к этому экземпляру, а дальше метка cond_10, условный переход на которую осуществляется аккурат перед созданием экземпляра класса:

if-ne p1, v0, :cond_10 .line 74 new-instance v0, Landroid/content/Intent; ... :cond_10 

Скорее всего, программа каким-то случайном образом вычисляет, нужно ли показывать рекламу на главном экране, и, если нет, перескакивает сразу на cond_10. Ок, упростим ей задачу и заменим условный переход на безусловный:

#if-ne p1, v0, :cond_10 goto :cond_10 

Больше упоминаний FirstAd в коде нет, поэтому закрываем файл и вновь собираем наш виртуальный факел с помощью apktool. Копируем на смартфон, устанавливаем, запускаем. Вуаля, вся реклама исчезла, с чем нас всех и поздравляем.

WWW

  • Перевод приложений Android;
  • пример снятия триала с приложения.

Итоги

Эта статья лишь краткое введение в методы вскрытия и модификации Android-приложений. За кадром остались многие вопросы, такие как снятие защиты, разбор обфусцированного кода, перевод и замена ресурсов приложения, а также модификация приложений, написанных с использованием Android NDK. Однако, имея базовые знания, разобраться во всем этом — лишь вопрос времени.

Тут вам покажем несколько способов инструментов, при помощи которых можно подписывать приложения Android перед публикацией их в Google App Play.

Подписка APK средствами IDE Android Studio

Вы можете использовать Android Studio для ручного создания подписанных APK, по одному за раз, или для нескольких вариантов сборки сразу. Вместо того, чтобы вручную подписывать APK, вы также можете настроить свои настройки сборки Gradle для автоматической обработки подписей во время процесса сборки. В этом разделе описывается процесс ручной подписи. Подробнее о подписании приложений как части процесса сборки см. В разделе Настройка процесса сборки для автоматической подписки APK.

Чтобы вручную подписать APK для выпуска в Android Studio, выполните следующие действия:

  1. Жмем Build > Generate Signed APK и откроется окно Generate Signed APK . (Как создать ключи подписи в Android Studio мы писали в прошлой статье)
  2. В окне Generate Signed APK Wizard выберите хранилище ключей, закрытый ключ и введите пароли для обоих. (Если вы только что создали хранилище ключей в предыдущем разделе, эти поля уже будут заполнены) Затем нажмите «Next» 
  3. В следующем окне выберите пункт назначения для подписанных APK, выберите тип сборки (если применимо), выберите продукт (ы) и нажмите «Finish»

Когда процесс завершится, вы найдете свой подписанный APK в выбранной вами папке назначения. Теперь вы можете распространять подписанный APK через торговую площадку приложения, например, в Google Play Store, или использовать выбранный вами механизм распространения подписанного приложения конечным пользователям.

Чтобы пользователи могли успешно устанавливать обновления для вашего приложения, вам нужно будет подписать APK с тем же сертификатом на протяжении всего срока действия вашего приложения.

Подробнее об этом и других преимуществах подписания всех ваших приложений с помощью одного и того же ключа, по поводу безопасности и редактирования.

Есть сгенерированные ключи подписи или создаем?

Мы уже разбирали тут, как генерировать хранилище ключей с ключом подписи. Если кратко, то вы можете подписать свое приложение из командной строки с помощью инструмента apksigner или настроить Gradle для его подписки во время сборки. В любом случае вам нужно сначала сгенерировать закрытый ключ с помощью keytool. Например командой

Примечание: keytool находится в каталоге bin/ вашего JDK. Чтобы найти ваш JDK из Android Studio, выберите «File»> «Project Structure», а затем «SDK Location», и вы увидите местоположение JDK

В этом примере команды консоль еще запросит ввести пароли для хранилища ключей и ключа подписи и запросит заполнить поля Distinguished Name для вашего ключа. Затем он генерирует хранилище ключей в виде файла с именем my-release-key.jks, сохраняя его в текущем каталоге (вы можете перемещать его по своему усмотрению). Хранилище ключей содержит один ключ, действительный в течение 10 000 дней.

Теперь вы можете создать unsigned APK, т.е. построить конфигурацию release и подписать его вручную или вместо этого настроить Gradle для автоматического подписания APK.

Подписка APK средствами командной строки Android SDK

Инструмент apksigner, доступный в версии 24.0.3 и выше для Android SDK Build Tools, позволяет вам подписывать APK и подтверждать, что подпись APK будет проверена успешно на всех версиях платформы Android, поддерживаемых этими APK. В этом подразделе представлено краткое руководство по использованию инструмента и служит ссылкой для различных параметров командной строки, которые поддерживает инструмент

Примечание 1. если вы подписываете APK с помощью apksigner и вносите дальнейшие изменения в APK, подпись APK становится недействительной. Поэтому перед подписанием APK вы должны использовать такие инструменты, как zipalign.

Примечание 2. Чтобы использовать инструмент apksigner, вы должны иметь версию 24.0.3 или выше установленных инструментов Android SDK Build Tools. Вы можете обновить этот пакет с помощью диспетчера SDK.

1). Открываем командную строку и перемещаемся в корневую директорию —из Android Studio, выбираем View > Tool Windows > Terminal. Затем вызываем команду assembleRelease:

Это создает APK под именем module_name-unsigned.apk в папке project_name/module_name/build/outputs/apk/. APK будет неподписанным(unsigned) и невыровненным(unaligned), который на данный момент — он не может быть установлен до тех пор, пока не будет подписан вашим секретным ключом.

2). Align the unsigned APK using zipalign:

zipalign гарантирует, что все несжатые данные начинаются с конкретного выравнивания байтов относительно начала файла, что может уменьшить объем оперативной памяти, потребляемой приложением.

3). Подписываем APK своим личным ключом с помощью apksigner:

В этом примере выводится подписанный APK на my-app-release.apk после его подписания с закрытым ключом и сертификатом, который хранится в одном файле хранилища ключей: my-release-key.jks.

Инструмент apksigner поддерживает другие параметры подписки, включая подписание файла APK с использованием отдельного закрытого ключа и файлов сертификатов и подписку APK с использованием нескольких подписчиков. Для получения дополнительной информации см. ссылку apksigner.

4). Убеждаемся, что ваш APK подписан:

Пример подписки средствами Android SDK

Если вышеописанное вызывает трудности, то давайте сделаем некоторый простой пример генерации ключа командой keytool, выполнения операции zipalign и подписи командой apksigner.

Сначала строим релиз средствами Cordova и Android SDK

Команда keytool генерации ключа в консоли:

Операция zipalign в консоли:

Обратите внимание, что zipalign мы выполняем по прямому пути версии приложения, которая соответствует версии нашего разрабатываемого приложения.

Операция подписи apksigner:

Обратите внимание, что apksigner мы выполняем по прямому пути версии приложения и указываем путь к сгенерированному ключу, которая соответствует версии нашего разрабатываемого приложения. Далее, после нажатия Enter, консоль запросит поочередно запросить пароль от хранилища ключей и от самого ключа.

Подписка APK средствами командной строки JDK

Выше мы уже знакомились с инструментом keytool для создания хранилища ключей и самих ключей подписи в составе JDK, а в данной секции описано то, как средствами JDK подписывать этим ключом приложение и для этого есть специальный инструмент в составе JDK в той же папке, что и keytool — jarsigner.

Команда подписи с ее параметрами записывается так

Имена параметров нам знакомы по keytool:

  • хранилище (keystore),
  • пароль (storepass) к нему
  • пароль (keypass) к ключу.
  • А последние два параметра – это имя APK-файла, который вы хотите подписать и алиас ключа из указанного хранилища, который вы хотите использовать для подписи.

После данной команды приложение будет подписано и будет готово к установке на устройства или можно распространять через Google App Play.

Другие инструменты подписи

Пожалуй, сюда можно добавить такие инструменты, как:

  • apk-signer — простой инструмент командной строки для подписи apk
  • APK Signing Tool — этот инструмент с оконным интерфейсом позволяет вам подписать APK с вашим хранилищем ключей. Вы можете переопределить хранилище демо-версий и использовать свое собственное хранилище ключей перед загрузкой приложения в Google Play.
  • APK Signer — инструмент с оконным интерфейсом упрощает создание файла хранилища ключей.

Android Studio предоставляет широкие возможности как для разработки приложений, так и для повышения автоматизации и комфортности при программировании.

Если вы используете систему сборки Gradle для создания своих приложений, то вы можете также настроить несколько параметров для создания подписей к вашим приложениям.

Скорее всего, вам не хочется публиковать свои ключи для подписи, пароли и имена пользователей в публичном (или даже частном) репозитории. Поэтому вы можете определить ключ, пароль и имя пользователя как свойства в отдельном файле.

Перед тем, как начать подписание приложения, вам необходимо в файле gradle.properties создать новое свойство. Назовём его Keys.repo и, в качестве значения, укажем путь до папки, где впоследствии будут находиться хранилище ключей и файл со свойствами (например, C:/Users/UserName/.signing).

Keys.repo=C:/Users/UserName/.signing

Затем нужно создать эту папку или, если вы указали существующую, открыть её. В ней необходимо создать файл YourProjectName.properties, внутри которого будут прописаны в качестве свойств путь до хранилища ключей, псевдоним ключа и пароль в следующем виде.

RELEASE_STORE_FILE=/YourProjectName/KeyStoreName.jks  RELEASE_STORE_PASS=******  RELEASE_ALIAS=KeyAlias  RELEASE_KEY_PASS=******

Как создать хранилище ключей?

Если у вас нет хранилища ключей, его можно легко создать с помощью Android Studio. Для этого нужно выбрать в меню пункт Build -> Generate Signed APK.

В появившемся окне нужно нажать Create new… В результате откроется окно, в котором вы можете указать, где будет располагаться хранилище ключей (для данного урока лучше сразу выбрать путь, который вы указали в YourProjectName.properties в свойстве RELEASE_STORE_FILE), а также данные о ключе.

Затем нужно создать папку YourProjectName и перенести туда нужный файл хранилища ключей.

Теперь можно приступить непосредственно к процессу подписания. Для этого в вашем проекте нужно открыть файл build.gradle (расположенный в папке app). Внутри него в блоке android нужно добавить следующий код.

signingConfigs {    debug { /* здесь никаких изменений нет */ }    release {      if (project.hasProperty("Keys.repo")) {        def projectPropsFile = file(project.property("Keys.repo") + "/YourProjectName.properties")        if (projectPropsFile.exists()) {          Properties props = new Properties()          props.load(new FileInputStream(projectPropsFile))          storeFile file(file(project.property("Keys.repo") + props['RELEASE_STORE_FILE']))          storePassword props['RELEASE_STORE_PASS']          keyAlias props['RELEASE_ALIAS']          keyPassword props['RELEASE_KEY_PASS']        }      } else {          println "======================================================="          println "[ERROR] - Please configure release-compilation environment - e.g. in ~/.signing directory"          println "======================================================="      }    }  }

Какие бывают схемы получения подписи?

Существуют две схемы получения подписи APK: v1 JAR и v2 Full APK.

В первом случае подписывается JAR-файл, что является традиционным способом подписания. Подпись v1 не защищает некоторые части APK, такие как метаданные ZIP. Верификатор APK должен обрабатывать множество ненадёжных (ещё не проверенных) структур данных, а затем отбрасывать данные, которые не подписаны, что предоставляет большой простор для атаки. Кроме того, верификатор APK должен распаковать все сжатые записи, что тратит много времени и памяти. Чтобы решить эти проблемы, была разработана вторая схема v2 Full APK.

Схема v2 была представлена в Android 7.0 Nougat (API 25) и работает, начиная с версии Android Studio 2.2 и Android Gradle plugin 2.2. Эта схема обеспечивает более быструю установку приложения и хорошую защиту от несанкционированных изменений в APK. Содержимое APK хешируется и подписывается, затем полученный блок подписи APK вставляется в APK.

Во время проверки схема v2 рассматривает APK как blob и выполняет проверку подписи по всему файлу. Любая модификация APK, включая модификации метаданных ZIP, делает подпись недействительной. Эта форма проверки значительно быстрее и позволяет обнаружить больше несанкционированных модификаций.

Новый формат обратно совместим, поэтому APK, подписанные новой схемой, могут быть установлены на более ранних устройствах (которые будут просто игнорировать новую подпись), если эти APK также подписаны схемой v1.

По умолчанию при подписании используются обе схемы, чтобы приложения могли быть установлены на любых устройствах. Однако если есть такая необходимость, можно отключить подпись v1 или v2. Для этого в вышеприведённом коде в блоке release достаточно дописать следующие строки.

v1SigningEnabled false

или

v2SigningEnabled false

Важно также учитывать, что подписывать схемой v1 нужно до подписания схемой v2, поскольку APK не пройдёт проверку по схеме v2, если он будет подписан дополнительными сертификатами после подписания схемой v2.

После того, как код добавлен, укажите этот код в блоке buildTypes внутри release. Например:

buildTypes {    release {      minifyEnabled true      shrinkResources true      proguardFiles getDefaultProguardFile('proguard-android.txt'), 'proguard-rules.pro'      signingConfig signingConfigs.release    }  }

Теперь можно смело в пункте меню Build выбирать Build APK, предварительно сменив тип сборки с debug на release. Как видно, данный способ удобен тем, что он автоматический, его достаточно настроить лишь раз и ваши хранилища ключей могут быть в безопасности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!