Градация явля­ет­ся одним из худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­ной речи. Это сти­ли­сти­че­ский при­ем (фигу­ра) с нарас­та­ю­щим смыс­лом зна­чи­мо­сти слов или выра­же­ний или реже — с нис­хо­дя­щим.

Латинское сло­во gradatio пере­во­дит­ся как «посте­пен­ное повы­ше­ние». Этот линг­ви­сти­че­ский тер­мин обо­зна­ча­ет фигу­ру поэ­ти­че­ской речи, в кото­рой исполь­зу­ют­ся син­так­си­че­ские повто­ры и такое рас­по­ло­же­ние слов и выра­же­ний, что про­ис­хо­дит нарас­та­ние смыс­ло­вой зна­чи­мо­сти пред­ше­ству­ю­ще­го сло­ва или нис­хож­де­ние смыс­ла выра­же­ния.

Восходящая, или пря­мая, гра­да­ция назы­ва­ет­ся кли­мак­сом, а вид убы­ва­ю­щей гра­да­ции — анти­кли­мак­сом. Чаще писа­те­ли исполь­зу­ют пря­мую гра­да­цию.

Содержание

 Градация в художественной литературе

Ярким при­ме­ром вос­хо­дя­щей гра­да­ции могут слу­жить стро­ки из извест­ной «Сказки о золо­тойрыб­ке» А.С. Пушкина:

Повышение экс­прес­сив­но­сти выска­зы­ва­ния, уси­ле­ние выра­зи­тель­но­сти с помо­щью кли­мак­са наблю­да­ет­ся в стро­ках А.П. Чехова:

Путеец под­ска­ки­ва­ет к нему и, под­няв вверх кула­ки, готов рас­тер­зать, уни­то­жить, раз­да­вить.

Экспрессией уси­ле­ния смыс­ла выска­зы­ва­ния обла­да­ют вот эти стро­ки совре­мен­но­го поэта В.Луговского:

Нисходящая гра­да­ция с ослаб­ле­ни­ем кон­цен­тра­ции изоб­ра­зи­тель­ных средств про­сле­жи­ва­ет­ся в стро­ках  В. Маяковского:

Приведем еще один при­мер исполь­зо­ва­ния сти­ли­сти­че­ской фигу­ры — градации- в твор­че­стве это­го поэта:

М.Ю. Лермонтов исполь­зу­ет анти­кли­макс в этих стро­ках:

Ему обе­ща­ет пол­ми­ра, а Францию толь­ко себе.

Поэт А. Белый созда­ет выра­зи­тель­ный поэ­ти­че­ский образ с помо­щью нис­хо­дя­щей гра­да­ции:

Все гра­ни чувств, все гра­ни прав­ды стёр­ты в мирах, в годах, в часах.

Найдем анти­кли­макс в твор­че­стве извест­ной поэтес­сы Марины Цветаевой:

Использование гра­да­ции дела­ет вос­при­я­тие худо­же­ствен­ной речи мно­го­пла­но­вой, вызы­ва­ет инте­рес у слу­ша­те­лей, помо­га­ет глуб­же про­ник­нуть в смысл выска­зы­ва­ния, рож­да­ет бога­тые образ­ные ассо­ци­а­ции.

Оцените статью:

В литературе нередко встречается перечисление частей речи, при котором каждая последующая создает более сильный эффект. Последовательность, в которой обнаруживается обратный процесс, встречается реже. Но, как в первом, так и во втором случае, это явление есть не что иное, как градация. Пример этого литературного приема можно встретить и в прозе, и в поэзии.

Значение термина

Градация в переводе с латыни означает «постепенное усиление». Литературная речь чрезвычайно многообразна, но в целом представляет собой организованную систему. Художественные образы присутствуют в стихах и новеллах, но неуместны в публицистической прозе. Журналистскому стилю присущ акцент на смысловую нагрузку, поэтическому – на эмоциональную.

Под градацией можно понимать различные языковые феномены. Однако чаще этот термин применяется по отношению к стилистическим фигурам, которые, представляя собой ряд однородных слов или выражений, постепенно нагнетают, наращивают или, напротив, понижают и заглушают эмоциональную значимость. Такое стилистическое явление может гармонично смотреться лишь в художественном произведении.

Климакс и антиклимакс

Существует два вида: восходящая и нисходящая последовательность. Восходящую также называют климаксом. Антиклимакс – нисходящая градация. Примеры из литературы могут быть сложными, и не всегда их просто вычленить из общего контекста. Самым ярким образцом является цитата древнеримского политика: «Пришел, увидел, победил».

Структурные элементы

Климакс или антиклимакс – это группа семантических единиц, которые могут быть существительными, глаголами или любыми другими частями речи. Для усиления эффекта используются как отдельные слова, так и фразы. В стихотворении Г. Лорки «Пустыня» присутствует антиклимакс, состоящий из синонимичных безличных глаголов: «умолкло, заглохло, остыло, иссякло».

Фразы или предложения могут также передавать эмоциональное нарастание. Достигнуть этого невозможно без такой стилистической фигуры, как градация. Пример подобного описательного приема присутствует в стихотворении М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Здесь на нем строится вся поэтическая композиция третьего восьмистишья.

У Е. Евтушенко в стихотворении «Дай Бог» используется множество приемов, в том числе и градация. Пример этот несколько отличается от предыдущих, так как в нем составляющими элементами являются существительные. Причем элементами здесь становятся не отдельные слова, а пары, создающие друг с другом антитезу (противопоставление): «ни жертвой – ни палачом, ни барином – ни попрошайкой».

В поэзии

В поэтической речи стилистические фигуры играют важную роль. Повышая или понижая эмоциональность стиха, автор передает нарастание чувств или их ослабление. Примеры градации в стихах нередко сочетаются с другими стилистическими приемами.

В произведениях В. Высоцкого наряду с лексическими повторами можно обнаружить разнообразные художественные формы. Однородные глаголы в стихотворении «Прерванный полет» не следуют друг за другом, но все же это типичная поэтическая градация. Пример:

Элементы синонимичного ряда разбавлены такими поэтическими приемами, как повтор и метафора. Определить, что это перечисление синонимов относится к восходящему виду рассматриваемого нами приема, можно лишь интуитивно.

Еще один пример – знаменитые строки С. Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу».

В прозе

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» начинается с описания похорон. Монотонность действия, невозможность повернуть время вспять показаны с помощью множества изобразительных приемов. Здесь активно используется также и градация. Примеры из художественной литературы, подобно поэтическим конструкциям, чаще бывают восходящими. «Замелькали последние минуты, считанные, бесповоротные» – в этих строках автор стремится донести ощущения мальчика, которые он испытывает в последние мгновения прощания с телом матери. Имена прилагательные представляют собой синонимичный ряд, каждый последующий элемент которого усиливает впечатление от невозместимой утраты. Такую же функцию имеет климакс, созданный из перечисления действий: «гроб закрыли, заколотили, начали опускать».

В поэтической прозе нередко встречается возрастающая градация. Примеры из литературы в более сдержанном стиле выглядят несколько иначе. Художественному произведению, которое основано на рассуждениях автора или его персонажей, свойственны изобразительные формы, состоящие из мыслей, расположенных в порядке их важности. На этом литературном приеме, например, базируется речь булгаковского Воланда, когда он, излагая своему собеседнику теорию о неспособности человека управлять собственной судьбой, начинает словом «смертен», а заканчивает словосочетанием «внезапно смертен».

Значение градации в художественном тексте

Поэзия и художественная литература не могут существовать без литературных образов. Наряду с метафорой, сравнением, эпитетом и другими художественными приемами, климакс и антиклимакс позволяют автору выразить в полной мере не только чувства своих героев, но и мельчайшие эмоциональные оттенки, присутствие которых и отличает художественный стиль от публицистического.

Похожие статьи

Что значит градация — значение термина простыми словами. Градация в русском языке, примеры из литературы. Градация как стилистический и риторический прием. Градация в стихотворениях. Восходящая и нисходящая градация — климакс и антиклимакс. Anews Знания14.05Новости Градации серого цвета. Иллюстрация: blog.allo.ua

Слово градация происходит от латинского gradatio — повышение, возрастание, образованного от существительногоgradus — шаг, ступень, градус.

Я часто говорил вам, что плохо разбираюсь в отдельных градациях социалистического настоя, и особой разницы между большевиками и другими социалистами не вижу.

Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945-1955)

Градация как риторический прием

Также градация — стилистическая фигура, расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления эмоции или смысла. Например, в стихотворении Сергея Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу». Или в знаменитом изречении Юлия Цезаря: «Пришел, увидел, победил».

Составлять градацию могут отдельные слова, словосочетания, целые фразы. А бывает, что вся композиция произведения построена на градации. Например, в сказках нередко похожие события повторяются трижды, становясь все более драматичными.

Пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» строится как раз на том, что аппетиты старухи постоянно растут: «Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовой дворянкой»; «Не хочу быть столбовой дворянкой, а хочу быть вольной царицей»; «Не хочу быть вольной царицей, а хочу быть владычицей морскою». Старик, снова и снова приходя с просьбами к Золотой рыбке, видит, как все больше волнуется море, напряжение растет.

Восходящая и нисходящая градация: климакс и антиклимакс

В литературе используется два варианта градации:

Восходящая градация — это постепенное усиление. Например: «В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет…» (Е.А. Баратынский). Другое название восходящей градации — климакс. Греческое слово κλῖμαξ буквально означает лестница.

Нисходящая градация — это постепенно ослабление. Например: «Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах» (Андрей Белый). Другое название нисходящей градации — антиклимакс.

Градация в поэзии: градация и анафора

Поэты часто усиливают градацию особым ритмико-синтаксическим строением стиха, часто анафорой — повтором в начале какого-либо отрезка:

Люблю тебя капризною мечтой,Люблю тебя всей силою души,Люблю тебя всей кровью молодой,Люблю тебя, люблю тебя, спеши!

Константин Бальмонт

Строго проведенная градация встречается редко. Зачастую средние члены градации не образуют строгого нарастания, но за счет общей мелодии стиха создается впечатление постепенного усиления:

Люблю сей божий гнев! Люблю сие незримоВо всем разлитое, таинственное зло —В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,И в радужных лучах, и в самом небе Рима!

Федор Тютчев

На градации может строиться целое стихотворение. Тютчев использует строфическую градацию с анафорой: «Восток белел… Восток алел… Восток вспылал…»

Восток белел. Ладья катилась,Ветрило весело звучало, —Как опрокинутое небо,Под нами море трепетало…

Восток алел. Она молилась,С чела откинув покрывало, —Дышала на устах молитва,Во взорах небо ликовало…

Восток вспылал. Она склонилась,Блестящая поникла выя, —И по младенческим ланитамСтруились капли огневые…

Федор Тютчев

Градация в русской литературе: примеры

В деревню, к тетке, в глушь, в СаратовА.С. Грибоедов

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошлаА. Блок

Путеец подскочил к нему и, поднимая вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить его. А.П. Чехов

Присягаю ленинградским ранам,Первым разоренным очагам.Не сломлюсь, не дрогну, не устану,Ни крупицы не прощу врагам. О.Г. Бергольц

Градация в литературе используется для усиления образности речи. Этот стилистический приём акцентирует внимание читателя на тех моментах, которые важны для создания общей картины, в построении сюжетной линии. 

Стилистическая фигура строится на особом расположении слов в предложении.

Что такое градация

Заимствованное слово «градация» в переводе с латинского языка обозначает «нарастание». В русском языке употребляются однокоренные слова «градус», «градусник». Это прибор, на котором имеется шкала для измерения температуры. Ртутная линейка по шкале может увеличиваться и уменьшаться.

Если изложить кратко, градация в музыке указывает на нарастание темпа или убывание, в живописи — постепенный переход оттенков цвета в сторону насыщенности или блеклости.

В русском языке термин «градация» означает упорядочение слов в одном ряду с усилением или уменьшением лексической значимости. Перечисление предметов, действий, качеств или других свойств определённого объекта нагнетается в сторону повышения или понижения эмоциональной, а может, смысловой нагрузки.

Например:

«Купец захихикал, засмеялся, загоготал так, что кошка прыгнула в открытое окно».

«…захихикал, засмеялся, загоготал…» — синонимический ряд указывает на нарастание действий.

Отмечаются различные стилистические функции:

  • выделительно-логическая;

  • характерологическая;

  • эмоционально-усилительная;

  • оценочная;

  • изобразительная;

  • ритмообразующая.

Эта стилистическая фигура используется в различных стилях речи.

Взаимосвязь градации и синонимов

Синонимы нанизываются в один ряд в порядке усиления значимости и образуют стилистическую фигуру — градацию. Слова отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному члену предложения.

Необычное расположение синонимов в предложении придаст особую окраску всему содержанию.

Например:

«Лень, хандра, болезнь? Что это? Почему нет желания подняться с постели?».

Градация – «лень, хандра, болезнь…». Синонимический ряд усиливает значение причины бездействия автора.

Контекстные антонимы иногда используются в градации:

«Для вас – века, для нас – единый час» (А.Блок).

Связь между синонимами, антонимами и градацией очень тесная.

Примеры градации в художественной литературе

Мастера слова в произведениях используют градацию для придания колоритности, эмоционального воздействия, для создания образной речи. Определение градации в тексте поможет представление лестницы, по которой можно подниматься или опускаться.

Стилистическая фигура часто применялась Владимиром Маяковским в творчестве:

1.«Не думай бежать!

Это я вызвал.

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Замучу!».

«Найду. Загоню. Докопаю. Замучу!» — градация в значении усиления угрозы;

2.«Рассчитай, обдумай, нацелься —

И иди хоть по мелочам».

Градация: «рассчитай, обдумай, нацелься» — в значении усиления призыва к совершению действий;

3.«И сегодня рифма поэта —

Ласка,

И лозунг,

И штык,

И кнут».

Строки из творчества Марины Цветаевой:

1. «Настанет день — печальный, говорят!

Отцарствуют, отплачут, отгорят…».

Здесь наблюдается градация по убывающему значению;

2.«Я бежала, летела, стремилась к вам».

Градация выражает усиление действий;

3.«Без Бога, без хлеба, без крова, —

Со страстью! со звоном! со славой!

Ведет арестант чернобровый

В Сибирь — молодую жену».

Два синонимических ряда проявляются в градации: «Без Бога, без хлеба, без крова» (убывание), «Со страстью! со звоном! со славой!» (усиление).

Градация – это своеобразное перечисление, где слова выстроены в особом расположении в зависимости от лексического значения. Такой художественный приём позволяет авторам создать ассоциацию ритма движения.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстов Стихи о весне — подборка лучших весенних стихотворений Пословицы и поговорки с именами числительными от 1 до 10 Стихи о спорте и здоровом образе жизни — подборка стихотворений о здоровье и физкультуре

—> Комментируют—> —> —> —> —> —>

Поделиться Журнал Метеор-Сити 2016 Область наук iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Градация как стилистический прием художественной речи»

РЕЧЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

СТРУГОВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск, Россия

ГРАДАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

Аннотация. В статье определяется сущность понятия градации как стилистического приема художественной речи и приводятся разные виды классификаций градуирования: по структуре, характеру основы градационного ряда и количеству градонимов.

Ключевые слова: градация, градонимы, синонимия, синонимы, контаминация, климакс, антиклимакс, прямая градация, двойная градация, комбинированная градация, логическая градация, фазисная градация, контекстуальная градация.

В данной работе мы остановимся на двух первых проблемах, наиболее важных в учебной практике. Вопрос о функциях градации в художественных текстах, конечно же, тоже очень важен, но он требует специального исследования с привлечением большого количества фактического материала.

Термин «градация» образован от латинского grаdаtio — постепенное усиление. В современной стилистике он употребляется в разных значениях.

Градация — один из наиболее употребительных в художественной речи, но недостаточно изученных приемов экспрессивного синтаксиса. В частности, нет единого понимания сущности этого приема, отсутствует полная общепризнанная классификация градационных рядов, не выявлены все функции градации в художественных текстах.

В узком смысле градация — разновидность синонимии, а именно: это такие синонимические ряды, члены которых отличаются оттенками значений и расположены в порядке нарастания или ослабления семантики [2, с. 117].

В широком смысле (более приемлемом нам) — градация понимается как «стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления» [4, с. 80].

А В.И. Даль связывал слово градация со словом градус: «… разбивка, разделение чего-нибудь на

градусы… последовательность, рост степенями» [3, с. 389]. То есть понятие градации выводится за пределы языка и в другие сферы общественной жизни. Ср.: расположение звуков и интервалов в музыкальной гамме, счет в восходящем и нисходящем порядке и пр.

Следовательно, градация имеет универсальный характер, и надо различать градацию языковую и градацию неязыковую.

Понимая градацию в широком смысле, нужно иметь в виду, что в роли градонимов часто выступают неравнозначные языковые единицы, то есть не относящиеся к одной лексико-тематической группе. Например:

И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (А. Пушкин)

Относительно сближения градации с синонимией следует заметить, что это все-таки разные явления. Но иногда они пересекаются, в результате чего возникает контаминация. То есть скрещивание, объединение(при традиционном понимании синонимии как слов, близких или тождественных по своему значению,

выражающих одно и то же понятие, но различающихся или оттенками значения, или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим» [4, с. 384].

Для подтверждения этого сравним следующие ряды слов:

1.Робкий, несмелый, боязливый, трусливый

—синонимичный ряд, не являющийся градационным.

2.Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)

—градационный ряд, не являющийся синонимичным.

3.Горячий, жгучий, знойный, обжигающий

—синонимичный ряд, являющийся в то же время градационным.

Проблемным остается также вопрос о видах градации.

В словарях при определении градации обычно отмечают два ее вида: восходящую (климакс) и нисходящую (антиклимакс) — в зависимости от порядка следования градонимов в градационном ряду.

(А. Блок).

Пример нисходящей градации: Все грани чувств, Все грани правды стерты: В мирах, в годах, в часах. (А. Белый).

Анализ располагаемого нами фактического материала позволяет проводить и другие классификации градуирования: по структуре, по характеру основы градационного ряда, по количеству градонимов.

По структуре градуирования можно выделить прямую градацию, двойную, сдвоенную и комбинированную (восходяще-нисходящую).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прямая (простая)градация — такая, в которой представлен один ряд градонимов, расположенных в одном порядке: восходящем или нисходящем, например:

Все зашевелилось, проснулось, запело. (И. Пургенов).

Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой (Интернационал).

Двойная градация предполагает наличие двух однотипных градационных рядов, например:

Не волнуйся, не плачь, не труди Сил иссякших, и сердца не мучай. Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай. (Б. Пастернак)

Сдвоенная градация — градация, в которой градонимы двух рядов подаются попарно, типа:

Кто-то сказал, и это стало крылатой фразой: Дни идут, месяцы бегут, а годы летят (В. Попов)

Комбинированная градация совмещает в одном тексте два типа: восходящую и нисходящую, например:

Дон Кихот обнажил свою шпагу и напал на постояльцев. Священник кричал, хозяйка орала, дочка хозяйки вопила, Мариторнес плакала, Доротея растерялась… словом, по всей гостинице раздавались плач, крики, вопли; повсюду царило смятение, суматоха, растерянность (М. де Сервантес).

Или: Море крыш возвести на бумаге, целый мир, целый город в снегу (Б. Пастернак).

В зависимости от характера основы градационного ряда выделяем грамматическую, логическую (семантическую), фазисную (векторную) и контекстуальную градации.

Грамматическая градация основана на употреблении слова в разных грамматических формах, например:

Мы как белые журавли Или как тасманские волки, Или как пейзажи на Волге. Нас сводили, сводят, свели (Б. Слуцкий).

Или формы степеней сравнения: новый-новые-новейший.

Логическая (семантическая) градация опирается на лексические средства языка, прежде всего на лексическую синонимию, например:

Осенью степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (С. Аксаков). — Уезжайте сейчас же…Заклинаю вас всем святым, умоляю… (А.П. Чехов).

Особо следует отметить редкие примеры этого вида градации, где имеет место повтор градонима, типа: Наш стон все глуше, глуше, глуше (В. Высоцкий).

Иногда повтор градонима сопровождается графическим средством — постепенным увеличением размера букв: И жара, жара, жара! (В. Высоцкий).

Фазисная (векторная) градация (термин Э.М. Береговской) [1, с. 80] в своей основе имеет фазисность, то есть когда процесс постепенного продвижения к цели расчленяется на отдельные фазы, в которых четко выделяются начало, середина и конец, например:

Пришел. Увидел. Победил (Ю. Цезарь). Не думай бежать! Это я вызвал.

Найду, загоню, доконаю, замучу (В. Маяковский).

Интересны случаи фазисной градации, где фазисность передается с помощью повтора: Щенок гулял, гулял, гулял и вырос (В. Левин).

Контекстуальная градация возникает в конкретном контексте и базируется на словах, относящихся к разным лексико-тематическим группам, но объединяющихся общим понятием, например:

И где же Мазепа? Где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе? (А.С. Пушкин). Здесь объединяющим понятием выделенных слов является «предатель».

Но чернеют пламенные дали — Не уйти, не встать и не вздохнуть (А. Блок).

Объединяющим понятием в данном контексте является «трудная ситуация».

Заслуживает внимания также характеристика градации с точки зрения количества градонимов.

По нашим наблюдениям, в художественных текстах доминирует трехэлементная градация, типа:

Идут часы, и дни, и годы (А. Блок). О, ты светишь, ты греешь, ты жжешь, Ты живешь, ты живешь! (К. Бальмонт). Реже встречается градация более сложной структуры, например: Присягаю ленинградским рекам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ни крупицы не прощу врагам. Два бешеных винта, два трепета земли, Два грозных грохота, две ярости, две бури, Сливая лопасти с блистанием лазури, Влекли меня вперед. Гремели и влекли (Н. Заболоцкий).

Рыбу ловят в морях, озерах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах… (А.П. Чехов).

Случаи употребления двухэлементной градации редки (кстати, не все ее и признают):

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя: То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя (А. Пушкин).

В заключение следует отметить, что градация, как и все другие приемы экспрессивного синтаксиса, — явление индивидуальное, и каждый писатель использует разные ее виды в своих целях, что является предметом специального исследования.

Библиографический список

1.Береговская Э.М. Система синтаксических фигур: к проблеме градации // Вопросы языкознания, 2003, N 3. с. 79-91.

2.Бережан С.Г. К вопросу о синонимии исконных и заимствованных слов // Методы сравнительно-сопоставительного изучения современных романских языков; под ред. М.А. Бородиной и М.С. Гурычевой. М.: Наука 1966. С. 51-68.

3.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1. [Словарь]. М.: Русский язык, 1998. С. 699.

4.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов (словарь). М.: Просвещение, 1976. С. 543.

Gradation as a stylistic method in an art speech

Key words: gradation, gradonims, synonymy, synonyms, contamination, climax, anticlimax, straight gradation, double gradation, combination gradation, logical gradation, phase gradation, contextual gradation.

Пользовательское соглашениеПолитика конфиденциальности

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your name here
Please enter your comment!